Педагог-психолог – это специалист, к которому обращаются всё чаще.
Профессия педагога-психолога появилась в России всего около двадцати лет назад. Только в начале девяностых годов стало уделяться больше внимания подготовке ребят к школе. Следует понимать, что проблемы также бывают и у детей, а не только у взрослых. Именно педагог-психолог способен помочь в таких ситуациях. Профессиональная деятельность педагога-психолога школы осуществляется в формате сопровождения всех участников образовательного пространства: учащиеся, педагоги, родители, и в тесном сотрудничестве с социальным педагогом школы и социально-психологической службой городского округа город Бор.
Цель психологической службы школы: Поддержание и развитие психологического здоровья учащихся, их готовности к личностному и социальному самоопределению.
Приоритетное направление деятельности: Личностное и профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи:
·Развивать умения и навыки самопознания, рефлексии учащихся;
·Способствовать социальному и профессиональному самоопределению учащихся;
· Оказывать психологическую помощь детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и их родителям;
· Повышать уровень психологических знаний всех субъектов образовательного процесса.
Основное средство деятельности: Создание психологически комфортной развивающей среды для полноценного проживания детьми каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития творческой индивидуальности, для личного и социального самоопределения.
Основные формы работы:
· С учащимися: информационно-диагностические занятия; занятия с элементами тренинга в режиме классных часов и занятий;
· С педагогами: тематические выступления на педагогических советах, семинары
практикумы по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса,
консультации, беседы с элементами личностно-ориентированного консультирования;
· С родителями: выступления на родительских классных и общешкольных собраниях, индивидуальное консультирование.
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. Открывая страницу психологов гимназии, мы, для начала попытаемся развеять эти мифы и поможем Вам по-новому взглянуть на содержание работы психолога:
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).
ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю, администрации школы предоставляются материалы в обобщённом виде.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
• Трудности в учёбе.
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
• Взаимоотношения в классе.
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
• Взаимоотношения с родителями.
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
• Выбор жизненного пути.
Многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
• Самоуправление и саморазвитие.
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.
Не всегда удается реально посмотреть на ситуацию, а «замыленный» глаз часто не замечает очевидного. Порой даже простое описание ситуации постороннему человеку позволяет по-новому воспринять, казалось бы, совершенно понятную ситуацию. Психолог предоставляет поддержку тем, кто в ней нуждается.
Тебе грустно? Не замыкайся в себе!
Поговори со взрослым, которому Ты доверяешь!
Школьного педагога - психолога зовут Сивова Валентина Федоровна.
Никто не вправе решать за человека! Поэтому здесь не дают прямых советов. Здесь помогают разобраться в ситуации и принять решение самому.